«Тактильные книги в воспитании любви и интереса к родному краю у малышей»
28 апреля 2025
Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.
По продолжительности: долгосрочный (октябрь-апрель.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Проблема
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Для решения проблемы определили актуальность, цель и задачи проекта
Актуальность данной темы
Ребенок в возрасте 3-4 года в наше сегодняшнее время очень энергичен и активен. Ребенка притягивает всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Объект исследования – процесс формирования тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования тактильных способностей, посредством тактильной книги.
Цель исследования – формирование целостной картины мира и познавательного интереса у детей дошкольного возраст
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире;
-создание тактильных книг;
-установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
-объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
-формирование познавательного интереса, усидчивости, повышение уровня развития детей интересные формы работы;
-развитие сенсомоторных навыков у детей раннего возраста,
-развивать мелкую моторику, восприятие, внимание, память, связную речь;
Пути и средства реализации:
Беседы с детьми в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы
Дидактические игры и упражнения
Результаты реализации проекта:
Обогащение предметно – развивающей среды группы дидактическими пособиями, через создание тактильных книг.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Изучение литературы по данной теме.
- Определение цели и задач проекта.
- В родительском уголке разместить информацию (приглашение к участию в конкурсе, краткая информация о том, что такое тактильная книга ).
Основной:
Задания дидактического характера:
-самомассаж ладоней шишками, камешками, палочками;
-рассортировать шишки (камешки, палочки) по виду, форме, цвету (круглые, овальные, маленькие, большие, длинные, короткие)
-выложить веточки по длине;
-выложить дорожку из камней по схеме,
-вычерпать воду губкой ;
Познавательно-исследовательская деятельность
Задачи
-формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
- развитие умения различать температуру,
- различать предметы на ощупь
- развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.
- развитие мелкой и крупной моторики. ·
Игры.«Что растёт на дереве...а, что в огороде?»;
«Что кушает Ежик»;
Д/и «Время года»; ·
«Божьи коровки»;
«Кто что ест»; итд. ·
Игры с крупами;
-Д/и «Найди пару»;
- «Тактильные дорожки»;
-«Сухой бассейн»;
- «Собери пирамиду».
Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал.
Задачи
-Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения
-«Оторвём кусочек пластилина»;
- «Обрывная аппликация»;
- «Мозаика из пластилина»;
-«Каждую бусинку на своё место»
- «Аппликация из бросового материала»;
- «Сложи кубики»;
- Игровое упражнение с счетными палочками «Собери по образцу»;
-Аппликация из бросового материала
Изо развивающая деятельность.
Задачи
-формировать умение называть основные цвета;
-развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
- «Сделай такой же узор»;
- Д/и «Выкладываем орнамент»;
- «Рисуем пальчиком»;
- Д/и «Красивый букет»;
- «Украшаем тарелочки»;
Игровая деятельность
Задачи
-помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов;
- развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения,
моторику рук и пальцев
- Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками;
- «Прищепки подружки»
-Игра «Бабочка-коробочка»;
-Игра «Весёлые шарики»;
-«Ёжик в ладошке»;
Создание и приобретение тактильных книг.
Заключительный:
- Использование тактильной книги в свободно-игровой деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности.
Сейчас существует огромное количество различных источников информации, помогающих узнать что-то новое. Перед нами – педагогами стоит задача выбора наиболее приемлемых источников новых знаний для детей с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Сегодня в условиях повсеместной информатизации дети мало интересуются книгой. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у дошкольников любви к книге как одному из источников формирования целостной картины мира. Одним из способов приобщения детей к использованию книг в самостоятельной и непосредсвенно-образовательной деятельности стало создание ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ, помогающих решать не только образовательные, развивающие,
Тактильная книга — это разноцветная книга с картинками, которые выполнены из различных материалов. По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей.
Тактильные книги делятся на два вида:
- дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые);
-ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности - для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности - для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени - углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Главная функция тактильной книги – помочь ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка.
Тактильная книга позволяет решить следующие задачи:
- Формировать основные знания об окружающей среде, предметах быта.
- Развивать умения детей, классифицировать предметы.
- Знакомить детей с различными свойствами материалов.
- Знакомить с размером, формой и цветом.
- Развивать сенсомоторные координации.
- Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность.
- Развивать любознательность.
- Обучать счету, форме предметов и ориентации на плоскости.
9.Формировать навыки общения, развивать диалоговую речь.
Основная цель тактильных книг - формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста.
Отражение современных инновационных тенденций.
1. Оригинальность идеи – создание книги из качественного материала.
2. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление,
сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, цветовое восприятие, творческое воображение, творческие навыки.
- Широкий спектр использования пособия, его полифункциональность:
помимо представленных методических рекомендаций педагоги могут применять данное пособие при организации образовательного процесса по другим образовательным областям.
4. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.
5. Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачами.
6. Данное пособие может быть предложено родителям , педагогам, для занятий с ребенком в условиях детского сада и дома.
Заключение.
Тактильные книги это уникальный продукт своего времени. Рассматривая их, ребенок учится «играя», непроизвольно, его исследовательский интерес не угасает, а наоборот с каждой страницей усиливается. Подобные книги необходимы для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как малыши больше информации получает зрительно, а не на слух в силу своего возраста.